О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

Современная тенденция государственного и муниципального управления характеризуется направленностью на выстраивание диалога и консолидации усилий власти, бизнеса и некоммерческого сектора для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и роста гражданского самосознания.
В этой связи возрастает значение социально ориентированных некоммерческих организаций, понятие которых дано в Федеральном законе
«О некоммерческих организациях»: социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами вышеназванной деятельности.
В настоящее время оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1. Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться путем предоставления субсидий, причем некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.
Имущественная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, которое должно использоваться только по целевому назначению, при этом некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 30 целью предоставления грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (далее - гранты) является обеспечение государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (далее - некоммерческие неправительственные организации).
Гранты предоставляются некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:
a) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
б) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;
в) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
г) поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 311 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
д) поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;
е) поддержка проектов в области культуры и искусства;
ж) выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства;
з) сохранение исторической памяти;
и) защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;
к) охрана окружающей среды и защита животных;
л) укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;
м) развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;
н) развитие институтов гражданского общества.

Гранты предоставляются некоммерческим неправительственным организациям по результатам конкурсов, которые проводятся не реже двух раз в год Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества с участием Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
В федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на грантовую поддержку некоммерческих неправительственных организаций предусмотрено по 8 млрд. рублей ежегодно.
На уровне Орловской области действует закон Орловской области от 10.03.2015 № 1757-ОЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области», согласно положениям которого финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется путем предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.

Постановлением Правительства Орловской области от 22.02.2018 № 75 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям» утвержден порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, по итогам конкурса СО НКО на право получения в текущем финансовом году субсидий из областного бюджета.
Субсидии предоставляются в соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Повышение эффективного государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 ноября 2012 года № 444 «Об утверждении государственной программы «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества».
В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области по состоянию на 31.05.2019 содержатся сведения о 880 некоммерческих организаций, при этом 326 из них являются социально ориентированными.

По состоянию на 31.05.2019 в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки содержится 326 записей о социально ориентированных некоммерческих организациях, получивших поддержу из бюджета Орловской области в период с 2012 по 2018 год.
2. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В качестве одного из механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций выступает закупка услуг у СО НКО для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках функционирования контрактной системы с предоставлением им ряда преимуществ, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) по аналогии с субъектами малого предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Стоит отметить, что действие статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ распространяется на СО НКО (за исключением СО НКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства или СО НКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
А также, согласно части 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или СО НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, СО НКО.
В случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно части 15 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
Все эти меры в совокупности создают для СО НКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
Помимо вышеперечисленных форм государственной поддержки действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СО НКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СО НКО, информационного и методического сопровождения деятельности СО НКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная http://nko.economy.gov.ru/

С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СО НКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на Портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по адресу: http://nko.economy.gov.ru.

 




Государственная поддержка ННО

Есть вопросы или предложения?

Ctrl + Enter