К празднованию 80-летия Курской битвы
В период «Гражданского форума Орловской области - 2022» в Общественной палате Верховского района началась подготовка к празднованию 80-летия Курской битвы.
Оборонительная (5—23 июля) и наступательная (12 июля — 23 августа) операции Красной армии в Великой Отечественной войне – знаковые события для посёлка Верховье и Верховского района.
Посёлку городского типа Верховье присвоено почетное звание «Населенный пункт воинской доблести» (2018 г.).
Ж\д «Елец-Верховье» и «Ливны-Верховье» сыграли важную роль при подготовке Орловско-Курской битвы в июле-августе 1943 г.
В 1942-1943 гг. Верховский район находился в прифронтовой зоне.
Железная дорога и станция Верховье сыграли огромную роль в перевозке военных грузов, раненых в тыл, эвакуированы граждан.
Готовясь к наступательным боям, из глубины страны начали подвозить боеприпасы, продовольствие и другие военные грузы. Командование фронтом решило разместить склады на участке Ливны - Здоровец, так как ст. Верховье часто обстреливалась из дальнобойных орудий из района с. Корсунь. Поэтому поезда, заходившие на ст. Верховье, должны были: делать маневры, время пребывания затягивалось и составы могли попасть под обстрел.
Во избежание их потерь было решено в трех километрах от ст. Верховье проложить обводный путь, чтобы соединить железную дорогу с Ельца с веткой на Ливны.
Было принято решение: с Галичинского переезда в направлении будки 5 км ливенского пути сделать объездную железную дорогу. Работники дистанции пути и военные железнодорожного батальона (штаб находился на ст. Хомутово) за 24 часа.
Поезда из Ельца, не заходя в Верховье, направлялись, на Русский Брод и далее. По воспоминаниям очевидцев, это был самый сжатый срок по строительству железнодорожной колеи.
Ее строительство поручили 17-му восстановительному железнодорожному батальону. 17-й восстановительный батальон с декабря 1941 по июль 1943 года выполнял ответственные задания командования на участках: Елец – Верховье – Туровка; Верховье – Русский Брод – Ливны – Студеное; Туровка- Залегощь – Ворошилово – Орёл.
Командиром 17-го железнодорожного батальона был Я. С. Драхлин, помощником комбата по техчасти – В. А. Юдин, командиром минноподрывного взвода – И. А. Цесько.
Конец марта 1942 года. Шел холодный промозглый дождь. Земля с трудом поддавалась лому и лопате. Дважды налетали и бомбили немецкие самолеты.
17-ый восстановительный железнодорожный батальон вместе с путейцами 12-ой дистанции пути построил при подходе к станции Верховье с востока за один день обводной путь протяжённостью 1208 метров. Уложено 2769 шпал, установлены 2 стрелки, лоток, труба. Использовано 2600 кубометров балласта.
1 апреля 1942 года отводная ветка была готова. По ней прошел первый эшелон. Теперь военные и санитарные поезда, не заходя на станцию Верховье, направлялись сразу на Ливны.
Обводная железная дорога начиналась недалеко от села Среднее и выходила к железнодорожному пути возле села Сухотиновка. Теперь, поезда, шедшие из Ельца, сразу за Средним уходили на новый путь и не заходили на станцию Верховье.
Дежурить стало труднее, однако уменьшились потери. Дежурили по 24 часа в сутки. Военные грузы направлялись на Ливны. За короткое время по новой ветке было перевезено более 500 тысяч тонн военных грузов.
Эта дорога сыграла огромную роль в перевозке военных грузов, особенно при подготовке к Орловско - Курской битве.
Общественники – члены Общественной палаты Верховского района Леонид Георгиевич Бакулин и председатель Палаты Лариса Николаевна Величкина начали работу по подготовке документов на создание памятного знака на месте объездного пути ж. д. Елец-Верховье и Ливны-Верховье.
Председатель районного совета ветеранов А. И. Рыженков обратился в Палату с инициативой совместной деятельности по вопросам инспектирования и обследования, благоустройства воинских захоронений, установке постоянно горящих вечных огней на братских захоронения в сельских поселениях района в преддверии празднования Дня Великой Победы и 80-летия Курской битвы в рамках увековечения памяти погибших при защите Отечества.